|
Четыре составляющие иммиграционной политики США
Карен Лоуренс, Кэтлин Ньюланд
(Полностью статья "Цели и методы иммиграционной
политики США" опубликована в книге Иммиграционная политика
западных стран: Альтернативы для России / Под редакцией Г. Витковской;
Международная организация по миграции. Московская исследовательская
программа по миграции. Москва, Гендальф, 2002, с. 187-203)
Для Соединенных Штатов, принимающих больше иммигрантов,
чем какая-либо другая страна в мире, иммиграция является сильной
стороной национальной идентичности. Будучи по существу нацией иммигрантов,
жители этой страны создали свой классический вариант "американской
мечты", заключающейся в том, что иммигрант приезжает, не имея
практически ничего, и достигает вершин успеха или славы, либо по
крайней мере добивается обеспеченного существования и привилегии
принадлежать к почетному среднему классу в Америке.
Однако, несмотря на это, иммиграция всегда являлась
предметом горячих споров с самого начала истории страны и даже с
конца XVIII века, когда английские переселенцы в Пенсильвании выражали
озабоченность по поводу притока немецких иммигрантов. Первые ограничивающие
законы, не разрешающие въезжать в страну преступникам и проституткам,
появились в США в 1871 году, затем это правило распространилось
на китайских рабочих, а в первом общем законе об иммиграции эту
группу дополнили умственно неполноценные люди, многоженцы и прочие.
Настоящий "век иммиграции", если брать долю
иммигрантов в численности населения, начался в Америке с середины
XIX века и продолжался до 20-х годов XX столетия, когда вместо выходцев
из Северо-Восточной Европы начали доминировать иммигранты из Южной
и Восточной Европы, Ирландии и даже Китая. Этот процесс вызвал определенную
негативную реакцию. Предыдущие "качественные" законодательные
ограничения переросли в количественные, в 20-е годы XX века появилась
практика квотирования, а в 1929 году была выработана формула для
расчета национальных квот (которые были отменены в 1965 году). В
результате в 20-х годах иммиграция была резко сокращена, а Великая
депрессия и Вторая мировая война способствовали сохранению ее низкого
уровня. Однако показатели иммиграции начали медленно ползти вверх
в 50-е годы и стабильно растут до настоящего времени.
Несмотря на то, что пропорция иммигрантов по отношению
к общей численности населения США была значительно выше в конце
XIX века (около 11 иммигрантов на 1000 человек), чем сейчас (около
5), фактическое их число очень велико. Если сравнить 1900-1910 и
1990-2000 годы, можно увидеть, что в первое десятилетие в Америку
приехало 8,7 миллиона иммигрантов, в то время как в последнее это
число было на миллион больше.
В конце 90-х годов в США более 900 тысяч человек ежегодно
получают право на законное проживание - "green card".
В 1996 финансовом году было выдано 915 тысяч таких разрешений. В
дополнение к этому около 75 тысяч человек из других стран были признаны
беженцами и приблизительно 17 тысяч человек из тех, кто уже прибыл
в США, получили убежище. Таким образом, около миллиона человек в
год получают разрешение на постоянное проживание в Соединенных Штатах.
Также по оценкам Службы иммиграции и натурализации в США ежегодно
приезжают приблизительно 275 тысяч человек, не имеющих легального
статуса. Подсчитано, что около 5 миллионов приезжих живут в США
нелегально.
В легальной иммиграции в США можно выделить четыре важнейших
потока, соответствующих четырем целенаправленно осуществляемым программам
(направлениям) иммиграционной политики: воссоединение семей, трудовая
и гуманитарная иммиграция, а также иммиграция с целью поддержания
этнокультурного разнообразия.
Наиболее значительный канал легального иммиграционного
притока - воссоединение семей, в его рамках в страну ежегодно приезжают
550-600 тысяч родственников постоянных резидентов или граждан США.
Для ближайших родственников американских граждан (несовершеннолетних
детей, супругов, а также родителей граждан США, не достигших 21
года) не существует количественных ограничений на получение визы,
и ежегодно выдается около 300 тысяч "green cards". Так
как количество людей, получивших американское гражданство, в последние
годы значительно увеличилось, вполне вероятно, что число их ближайших
родственников, имеющих право приехать в страну, в ближайшее время
возрастет. В дополнение к этой категории иммиграционное законодательство
США предусматривает ограниченное, хотя достаточно значительное число
"green cards" для других членов семьи: для совершеннолетних
детей граждан США, не состоящих в браке, для супругов и детей постоянных
резидентов, для состоящих в браке детей граждан США, а также для
братьев и сестер американских граждан. Как минимум 226 тысяч виз
ежегодно предоставляется для этих категорий лиц, и любое число неиспользованных
виз прибавляется к количеству, запланированному на следующий год.
Визы выделяются в соответствии со сложной формулой, которая учитывает
и категорию, и страну. Так как претендентов гораздо больше, чем
соответствующих виз, некоторые из них вынуждены дожидаться своей
очереди годами. Например, брат иммигранта с Филиппин, ставшего гражданином
США, может ждать визы 15-20 лет. Существуют и ограничительные меры
для иммигрантов (например, порог бедности), препятствующие воссоединению
бедных семей.
Второй по численности поток легальных иммигрантов состоит
из тех, чей приезд в США спонсируется работодателем. При этом работодатель
должен доказать, что среди граждан или постоянных резидентов США
невозможно найти подобного специалиста. Ежегодно выдается 140 тысяч
разрешений, и большинство тех, кто попадает в США через этот канал,
- либо высококвалифицированные специалисты в области технических
наук, либо врачи, программисты, переводчики и т.д. В прошлые годы
установленное количество виз превышало спрос, но в последние два
года ситуация резко изменилась. Частично из-за быстрого развития
информационных технологий, частично из-за компьютерной проблемы
2000 года спрос на высокопрофессиональных программистов и других
специалистов в области технических наук резко возрос. В 1998 году
годовая квота на эту категорию виз, известную как Н1(b), была выполнена
к апрелю (финансовый год начинается в июне), и представители индустрии
информационных технологий начали активную кампанию за увеличение
их количества. Однако они натолкнулись на сопротивление тех, кто
не желал роста иммиграции в США. Возникла проблема и с профсоюзами,
считавшими, что подобных специалистов в стране достаточно, просто
работодатели предпочитают нанимать иммигрантов за меньшую заработную
плату. Эта ситуация стала причиной острых политических дискуссий
и не разрешена по сей день.
Третий поток иммиграции связан с гуманитарными причинами.
Сюда следует отнести программу США по переселению беженцев, некоторые
другие гуманитарные программы, а также лиц, ищущих убежища, хотя
они попадают и в некоторые другие категории. В 70-е годы был принят
действующий и ныне закон о беженцах, в котором определены их основные
категории.
В соответствии с программой переселения беженцев в США
попадают беженцы из других стран, отвечающие международному определению
беженца как лица, которое обоснованно боится преследования или не
может быть защищено в своей стране и которое США принимают по "особым
гуманитарным соображениям". Четкого определения "особых
гуманитарных соображений" не существует, но подразумевается,
что речь идет о лице, которое тесно связано с Соединенными Штатами
- либо имеет постоянно проживающих родственников, либо приглашено
работодателем, особенно если работодателем является американское
правительство. Правительство США также принимает беженцев, нуждающихся
в срочном переселении, по направлению УВКБ ООН. Американские посольства
в других странах также могут рассматривать возможность предоставления
статуса беженца в случаях, когда человек находится в острой опасности,
но это делается довольно редко.
Количество людей, которые могут быть приняты посредством
официальной программы переселения беженцев, определяется на ежегодных
консультациях Госдепартамента США и Конгресса, и оно сильно сократилось
с 1992 года, хотя это была единственная категория иммигрантов, за
увеличение приема которой выступал Конгресс - в отличие от администрации.
Пик переселения беженцев приходится на 1980 год (так называемые
"вьетнамцы, прибывшие на лодках"), когда более 200 тысяч
беженцев были переселены из лагерей в Индокитае. Тогда резко возросло
количество разрешений на въезд для этой категории, но затем оно
медленно снизилось в конце 80-х годов, частично из-за того, что
увеличилось количество приезжающих из Советского Союза. В 1992 году
была санкционирована выдача 142 тысяч виз, из которых более 50 тысяч
приходилось на выходцев из бывшего Советского Союза. Однако фактическое
число прибывших составило только 132 тысяч в 1992 году, поэтому
в 1993 году "потолок" был снижен до 132 тысяч разрешений.
Фактически же было принято только 119 тысяч беженцев. В следующем
году этот процесс повторился, число разрешений упало до количества
прибывших в предыдущем году, и т.д. В 1997 году "потолок"
достиг 78 тысяч разрешений на въезд для беженцев в год, и лишь 70
тысяч были приняты. В связи с этим защитники беженцев и их сторонники
в Конгрессе выступили за то, чтобы остановить этот процесс, и количество
разрешений увеличилось до 83 тысяч.
Сокращение программы переселения беженцев привело к
урезанию некоторых основных программ, отражавших приоритеты США
в период "холодной войны", например, прием беженцев из
бывшего Советского Союза, Индокитая и Кубы. Так как поток беженцев
из этих стран уменьшился, Госдепартамент не проявил особой активности
в определении новых групп беженцев, попадающих под программу переселения.
Поэтому неправительственным организациям пришлось приложить значительные
усилия, способствуя началу серьезной программы переселения беженцев
из Боснии.
Четвертый поток легальной иммиграции - уникальный -
принимается в рамках программы поддержания этнокультурного разнообразия.
В отличие от многих стран, стремящихся к мононациональному государству,
Соединенные Штаты заботятся о том, чтобы в населении страны было
представлено как можно больше разнообразных этнических, культурных
и конфессиональных групп. Поэтому для стран, не имеющих предыстории
миграционных отношений с США, проводятся специальные лотереи "green
card", а для представителей подобных категорий существует приоритет
в получении въездных виз.
После распада СССР в США появились потоки иммигрантов
из новых независимых государств. В 1996 году 44% всех беженцев в
США составили прибывшие из бывшего Советского Союза, что в два раза
больше, чем из Боснии. В целом наибольшее количество иммигрантов
прибыло с Украины. В США существует сильное лобби, выступающее за
предоставление специальной защиты евреям, евангелистам, протестантам
и другим религиозным активистам из Украины. Российские иммигранты
составили лишь 15% и въезжали в основном по каналам воссоединения
семей и трудоустройства. 88% иммигрантов из Узбекистана, примерно
столько же из Молдавии и Белоруссии приезжают в страну в качестве
беженцев, а иммигранты из Армении и Литвы - по большей части в соответствии
с программой этнокультурного разнообразия.
|